(3 марта 2015) Яшар Кемаль (Yaşar Kemal) – псевдоним, настоящее имя Кемаль Садык Гёкчели родился 6 октября 1922 г. в селе Хамите (Hemite, нынче — Gökçedam) района Османие области Адана Турецкой Республики.
В качестве фамилии Кемаль Садык взял себе название реки Гёкчели в Адане. Его родители мать — Нигар ханум из курдского племени Kizikan (Кызыкан) и отец – Садык, дед — Коте (Köte) из курдского племени Luvan (Луван) из конфедерации союза племен Зилан потомственные крестьяне-земледельцы, уроженцы курдского села Эрнис (нынче – Günseli, Гюнсели) района Мурадийе, Ванской области из Северной (турецкой части) Курдистана. Эрнис расположен к северу от Ванского озера, на дорогое Ван-Эрджиш (Erciş). В период первой мировой войны в результате оккупации Российских войск и бесчинства армянских террористических бандформировании в 1915-1917 гг. в числе других курдских беженцев и семья Яшара вынуждена были покинуть родные места и после длительных мытарств, обосновалась в Адане.
Яшар Кемаль, как почти все живущие в Турции писатели, прошел через тюрьму и аресты. Начал печататься в 1939 г. как поэт, а в возрасте 17 лет впервые он был арестован по политическим мотивам.
Яшар Кемаль с малых лет проявил интерес к народному творчеству, он выучился играть на сазе, петь песни, декламировать дастаны (народные курдские эпические сказания). Очень любил и танцевал курдские народные танцы. Первые стихи начал слагать еще во времена учебы в начальной школе. Специально ходил по селам и собирал образцы местного фольклора, которые публиковал под псевдонимом Кемал Садык Гокчели в газетах «Türksözü» («Тюркское Слово», 1939), «YeniAdana» («Новая Адана», 1939), Vakit(«Время», 1940) и журналах «Varlık» («Бытие»), «Kovan» («Улей»), «Ülkü» («Идеал»), «Millet» («Нация»), «Beşpınar» («Пять родников»). В 1940-х гг. установив тесные отношения с сотрудниками выходящего в Адане журнала «Çığ» («Лавина»), стал размещать и в нем свои стихи.
Кемаль был одним из крупнейших современных турецких писателей. Он известен как многократный кандидат на Нобелевскую премию по литературе, а также как активный сторонник создания независимого Курдистана и построения в Турции гражданского общества.
Некоторые его книги в течение многих лет были в Турции запрещены, а сам он подвергался преследованиям и около двух лет провел в тюрьме за пропаганду сепаратизма.
Центральное место в творчестве писателя занимает роман «Тощий Мемед» (1955), посвященный легендарному курдскому национальному герою Индже Мемед, возглавившему антифеодальное восстание. Этот роман переведен более чем на сорок языков, в том числе русский.
Жизнь курдской деревни, разорение крестьян и борьба их за землю, а также массовый уход в города на заработки легли в основу романов Кемаля «Жестяной ящик» (1955, русский перевод в 1970, «Жестянка»), «Чукурова в огне» (1956). Близость к реальной жизни характерна и для романов «Опора» (1960), «Земля — железная, небо — медное» (1963), «Легенда Горы» (1970), «Разбойник» (1972), «Эфе из Чакырджа» (1972).
Произведения Кемаля отличаются глубоким гуманизмом, поэтичностью и фольклорной образностью языка.
Читать полностью: http://news.day.az/world/560057.html
http://www.kurdist.ru/index.php