(30 марта 2015) 10 самых лучших романов турецкой литературы, способных расширить кругозор и погрузить вас в абсолютно другой мир.
Яшар Кемаль: «Тощий Мемед»
Легендарный роман, события которого разворачиваются в первые годы существования Республики Турции. Это своего рода рассказ-протест против сложившейся ситуации, где налицо отсталость и неграмотность анатолийского народа, деревенская нищета и ничем не ограниченная власть деревенских зажиточных слоёв.
Огуз Атай: «Проигравшие»
Главный герой романа Тургут Озбен, узнав о самоубийстве Селима Ышыка, укоряет себя за то, что в своё время не уделил должного внимания другу, и хочет узнать больше о его прошлом. Наладив контакты с друзьями Селима, Тургут пытается понять, каким же человеком был Ышык. По мере того как Тургут беседует с людьми, в его глазах и глазах читателя чётко вырисовывается облик Селима, который для каждого человека был разным. В романе много действующих лиц, но при этом каждый из них – это человек из жизни Селима, и всё рассказанное ими проливает свет на личность погибшего. Селим Ышык – это символ «думающего и задающего вопросы человека», именно поэтому он и стал «проигравшим».
Ахмет Хамди Танпынар: «Институт по настройке часов»
Повествование тесно связано со свойственным Ахмету Хамди Танпынару символизмом, оно трансформируется в зависимости от происходящих событий. В произведении особое место уделено тому, как в одночасье меняется отношение людей к популярности и деньгам, как меняется человек как личность.
Назым Хикмет: «Человеческая панорама»
Эпопея «Человеческая панорама» – это произведение, охватывающее долгий исторический промежуток – со времён второй Конституции до периода, последовавшего за Второй мировой войной. Проза, стихи и сценарические приёмы соединены в этом произведении, которое, не являясь стихом, романом, рассказом, пьесой, сценарием или сагой, включило в себя все элементы этих жанров и явилось, по сути, зачатком нового стиля.
Сабахаттин Али: «Мадонна в меховом манто»
Главными героями романа являются Мария Пудер и Раиф-эфенди – закрытый, меланхоличный и неприспособленный к внешнему миру человек. На протяжении всей жизни он склонял свою голову, не будучи в состоянии восстать против несправедливости в отношении себя. Казалось бы, у него есть семья, но он женился на нелюбимой женщине. Не задав направления своей жизни, он проживает её, показывая себя таким, каким его хотят видеть другие. В жизни Раифа было только одно воспоминание, заставившее его почувствовать полноту бытия, – именно об этом он и написал в своём дневнике.
Юсуф Атылган: «Отель «Родина» Повествование в романе начинается с отъезда из отеля женщины, приехавшей ночью, поздним анкарским поездом. Она остановилась в отеле на ночь и при отъезде обещает вернуться на следующий день. Именно этот визит пробуждает в Зеберджете желание быть с женщиной, с которой он сможет пережить чувство настоящей любви.
Якуб Кадри Караосманоглу: «Дикарь» На первый взгляд книга Якуба Кадри Караосманоглу «Дикарь» может быть отнесена к серии его романов, однако есть то, что отличает её от остальных книг: здесь впервые присутствует анатолийский взгляд. События, описанные в «Дикаре», происходят в Центральной Анатолии, в деревне, расположенной на берегу реки Порсук, и охватывают временной период до начала Первой мировой войны и до битвы при Сакарье.
Яхья Кемал Беятлы «Наш лазурный небосвод» Стихи Беятлы отличаются своей поэтической новизной. Изначально, в период с 1921 по 1957 гг., они печатались в различных журналах и газетах и не были собраны в одной книге. Название сборника взято из стихотворения «Праздничное утро в Сулеймание».
Эвлия Челеби «Книга путешествий» «Книга путешествий» – это очень известное, состоящее из 10 томов произведение Эвлии Челеби, написанное в XVII веке. События, очевидцем которых был автор, описаны в простой и доступной даже для современного читателя форме, не исключающей элементов фантастики. Это не просто перечень сухих исторических фактов, но бездонный кладезь всевозможных культурно-исторических деталей.
Мехмет Рауф «Сентябрь» Психологический роман «Сентябрь» Мехмета Рауфа положил начало этому жанру в турецкой литературе. Книга повествует о душевных переживаниях многих героев, которые напрямую связаны с происходящими событиями. Впервые роман был опубликован в 1900 году в журнале «Богатство наук», а уже потом, в 1901 году, был издан в виде отдельной книги.