(25 мая 2015) Требуется подданная Османской империи, физически сильная, привитая, не имеющая хронических и заразных заболеваний, имеющая документы от местного органа управления и имама, подтверждающие её порядочность и целомудренность, максимальный возраст 30 лет, минимальный – 18 лет, не имеющая детей.
Несложно предположить, что шесть вышеуказанных пунктов относятся к объявлению о работе для женщин. Сложно другое – догадаться о характере вакансии, ведь упомянутая работа представляла собой первую и последнюю в истории Османской империи попытку создания женского трудового батальона, который, надо сказать, просуществовал весьма недолго.
Есть книга, раскрывающая историю этого необычного батальона, который был создан по инициативе Энвера-паши, взявшего за образец немецкую модель. Книга «Первый женский трудовой батальон» посвящена женщинам-солдатам Османской армии. Идея написать книгу о безызвестных женщинах-солдатах принадлежит Явузу Селиму Каракышла, который также известен публике как «великий историк маленьких людей». Явуз Селим Каракышла является членом преподавательского совета университета Богазичи, специалистом по истории женского труда в Османской империи. Есть ещё одно звание, которое он носит, – феминист.
На самом деле это неудивительно, что в своей автобиографии, касаясь своей профессиональной деятельности, Каракышла рассказывает историю малоизвестного батальона, чей век был короток, называя её историей «потерянных» в Османской империи. Батальон и состоял из «потерянных». Автор в самом начале книги, изданной издательским домом «Акыл Фикирь», охарактеризовал ситуацию словами: «У Османской армии не было ни потребности, ни надобности в этих женщинах-работницах».
Хорошо, а почему тогда был создан первый женский трудовой батальон? Пусть дата его создания и приходится на годы Первой мировой войны, однако же он не принимал участия в боевых действиях. Женщины-военные не воевали на фронте, не участвовали в стычках с врагом. Создание батальона связано с Первой мировой войной не напрямую, а косвенно. Всё начинается с того, что в тот период истории Османской империи на войну могли быть посланы только мужчины-мусульмане и никто другой. Эта ситуация, когда османские воины, исповедующие ислам, сражались на фронте, а немусульманские подданные Османской империи оставались у себя в домах, привела к значительной нехватке рабочей силы в индустриальной сфере в основной части империи. Однако именно эта ситуация сделала возможным участие в трудовой жизни, пусть и в меньшем объёме, чем это было в Европе, женщин, чьи родственники и мужья ушли на фронт. Но были и те женщины-мусульманки, которые хоть и были вынуждены искать работу, но не могли её найти.
Смелая инициатива для Османской империи
В свете сложившейся ситуации, 14 августа 1916 года под руководством заместителя главнокомандующего, военного министра Энвера-паши и под покровительством его супруги Эмине Наджие Султан было создано трудовое общество мусульманок. С первого дня образования к обществу проявлялся большой интерес. За первые два с половиной месяца в организацию обратились 14 тысяч мусульманок. Число заявок росло, и даже если бы со временем и открылись новые отделения, их явно было бы недостаточно. В течение некоторого времени общество исполняло роль мостика между женщинами, которые искали работу, и предприятиями, нуждающимися в рабочей силе. Благодаря этому обществу многие женщины, чьи кормильцы ушли на фронт, получили возможность зарабатывать на хлеб, но у некоторых из них ситуация была значительно сложнее. Вот как их положение описывает в книге Каракышла: «Позвольте им найти работу, которая бы обеспечила им достаточный заработок, ведь у некоторых мусульманок нет дома, одежды и даже еды». Общество помогало некоторой части этих женщин, но это не тот вопрос, который может быть разрешён мерами, носящими временный характер. Именно по этой причине организация выступила с предложением о внедрении на экспериментальной основе в трудовые батальоны османской армии женского трудового батальона. Предложение сразу нашло отклик в лице Энвера-паши, и 3 августа 1917 года официально был создан женский трудовой батальон. Однако, в отличие от трудового общества, желающих попасть в этот батальон поначалу было немного. Так, попытка создания женского трудового батальона внутри османской армии, куда ранее могли попасть исключительно мужчины-мусульмане, стала смелым решением.
Состав батальона никогда не мог превышать 80-90 человек. К тому же он никогда не мог перейти к непосредственной деятельности. Так, вначале батальон был занят на сельскохозяйственных работах, но стало ясно, что большинство стамбульских женщин не приспособлено к подобному труду. По той же самой причине прекратились и работы по строительству и ремонту дорог. В батальоне, центром которого являлась резиденция Эдип-бея на холме Султан в районе Ускюдар, женщины носили одинаковую униформу, включающую белый головной платок. Чтобы отличать служащих от рабочих, на воротники униформы пришивались нашивки в виде позолоченных или красных звёзд. Женщины в звании капрала, сержанта и старшины также носили на воротниках эти нашивки.
Первую женщину-военную звали Айдынлы Косе Мехмед!
Батальон просуществовал недолго: он был упразднён в течение месяца после того, как 2 ноября 1918 года Энвер-паша был вынужден покинуть Стамбул. Пусть образование женского рабочего батальона и считалось в ту пору смелым решением, тем не менее первая женщина, служившая в османской армии, была не из числа тех, кто работал в этом батальоне. Именно этой женщине и посвятил Каракышла свою книгу – женщине, которая вступила в ряды османской армии задолго до создания батальона, в 1897 году, во времена правления султана Абдулхамида Второго. Она в течение двух лет служила под видом мужчине Айдынлы Косе Мехмеда в одном из отрядов в Салониках, настоящее же её имя было Айше Ханым.