(10 февраля 2021) В логистический центр в Ворсине (Калужская область) по железной дороге «Баку-Тбилиси-Карс» впервые прибыл контейнерный поезд из Турции. В состав вошли 16 сорокафутовых контейнеров с посудомоечными машинами и газовыми плитами.
Экспорт в РФ по данному маршруту отправлен впервые, раньше груз везли по морю, что увеличивало стоимость и время доставки. Новый транспортный коридор поможет сократить оба показателя и упростить товарооборот между Россией и Турцией.
Поезд вышел из Анкары 29 января, затем проследовал транзитом через Грузию и Азербайджан, 9 февраля он добрался до точки назначения — Калужской области.
В логистическом комплексе состоялась официальная церемония встречи, в ней приняли участие представители региональной власти, РЖД, турецкого посольства в России.
«Большую часть отношений между странами составляют торгово-экономические отношения, они развиваются, углубляются. Несмотря на то, что в прошлом году в условиях пандемии количество взаимных визитов уменьшилось, мы продолжали движение к цели, которую поставили наши лидеры — президенты Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган», — заявил посол Турции в РФ Мехмет Самсар.
Дипломат выразил уверенность, что новый транспортный коридор будет активно использоваться и станет «мостом дружбы», связывающим российский и турецкий народы.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, директор Центра изучения современной Турции Амур Гаджиев, использование железнодорожного маршрута поставок товаров позволит укрепить российско-турецкие экономические связи.
«В настоящее время между Россией и Турцией налажены грузоперевозки по другим направлениям, но этот маршрут, возможно, будет дополнять те транспортные коридоры, которые откроются благодаря возобновлению существовавших ранее маршрутов между Нахичеванью и Азербайджаном, между Арменией и Россией через Азербайджан. Если будут построены соответствующие логистические цепочки, можно будет говорить об облегчении российско-турецких грузоперевозок», — сказал он.
Кандидат политологических наук, старший преподаватель РУДН Камран Гасанов обратил внимание, что данная перевозка из Турции в Россию по железной дороге является шагом по сопряжению двух глобальных транспортных проектов. «Речь идет о «Шелковом пути», срединной частью которого через Закавказье в Турцию как раз является дорога «Баку-Тбилиси-Карс», и о проекте «Север-Юг» из России в Индию через Азербайджан и Иран. Этот пример показывает, что данные проекты не конкуренты и могут существовать бок о бок, принося выгоду всем крупным игрокам в лице Евросоюза, Китая, России и Индии», — прежде всего отметил он.
«Важно, что Россия таким образом получает прямой сухопутный доступ в Турцию в обход стран Евросоюза. Кроме того, использование БТК дает выход российским товаропроизводителям на турецкий рынок, что очень важно в санкционный период – РФ нужно искать альтернативных партнеров и избавляться от зависимости от Европы. Напомню, что у России и Турции есть цель поднять товарооборот с текущих $21 млрд в год до $100 млрд. Чтобы выйти на этот уровень, нужны дополнительные транспортные коридоры. Авиасообщение сейчас загружено, поэтому использование железных дорог открывает новые возможности в достижении поставленной цели», — заключил Камран Гасанов.