(22 сентября 2016) В Мультимедиа арт-музее (Московский дом фотографии) открылась выставка турецкой фотографии XIX века «Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…» из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых. Основа экспозиции — фотографии Константинополя второй половины позапрошлого века.
Закрыв глаза, я слушаю Стамбул -…
Птиц над Босфором плавное круженье
И рыбаков усталых голоса,
И плеск сетей, их трепет и скольженье,
И женской ножки в море погруженье —
Я слушаю Стамбул, закрыв глаза.
Орхан Вели Канык (1914-1950) *
Удивительная история Византии-Константинополя-Стамбула насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. С момента основания на полуострове, образованном проливом Босфор, бухтой Золотой Рог и Мраморным морем, в силу своего особого географического положения на границе Европы и Азии город был и остается стратегическим мостом для политиков, дипломатов, общественных и культурных деятелей разных стран.
Константинополь всегда приковывал внимание России, современный Стамбул вызывает не меньший интерес. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию Античности, достижениям европейской культуры и науки. Константинополь славянские народы называли Царьградом (город, где живет император — «царь»). В русских народных сказках с образом Царьграда связано представление о заморской стране с ее всевозможными чудесами. После принятия христианства значительно упрочились торговые и политические связи двух государств. В следующие века Российская империя считала себя преемницей духовных ценностей Византии.
История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагерротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851 — 1854 годы в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-е годы на улице Гранд рю де Пера (сегодня улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появляется множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы с оттенком восточного колорита. Новый импульс для развития фотографическое дело в Турции получило во время правления султана Абдул-Хамида II (1876 — 1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.
Любимыми сюжетами для местных фотографов были мечети (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантные дворцы, древние крепости Румелихисар и Едикуле, сохранившиеся античные и византийские памятники, Галатский мост и пролив Босфор, морские пейзажи, а также портреты жителей многонациональной империи.
В течение трех десятилетий, в 1850-е — 1880-е годы, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен, а также семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившихся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, ставший не менее известным фотографом. В 1880-е годы он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе. Начиная с 1870-х годов, фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны.
В центральной части экспозиции представлена панорама Константинополя, выполненная Паскалем Себа в 1872 году.
Фотографические виды турецкой столицы, снятые с башни Беязыт и Галатской башни, позволяли показать живописную перспективу города и пользовались большой популярностью у туристов. Создание подобных панорам требовало большого мастерства фотографа, так как композиция собиралась из 10-12 хорошо подобранных друг к другу кадров.
Таким Константинополь видели фотографы середины — конца века XIX века. Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей одного из красивейших городов мира.
*Перевод стихотворения — Марина Ахмедова-Колюбакина